Какие градостроительные нормативно-правовые акты регулируют деятельность по планировке и застройке территорий?
Всем добрый день, на связи Лакутинова Екатерина.

Какие градостроительные нормативно-правовые акты регулируют деятельность по планировке и застройке территорий?

Что такое нормативно-правовым акты?

Это законы, постановления правительства, государственные стандарты, СП, СНиП и т.д.
На какие группы делятся нормативно-технические документы?

Нормативно-технические документы, регулирующие деятельность в области проектирования, организации строительства и производства строительных и монтажных работ, делятся на три группы:

· Федеральные (СНИП-строительные нормы и правила Российской Федерации, ГОСТ Р-государственные стандарты Российской Федерации в области строительства, СП-свод правил по проектированию и строительству, РДС-руководящие документы в строительстве)

· Субъектов федерации (ТСН-территориальные строительные нормы)

· Производственно-отраслевые (СТП-стандарт производства, СТО-стандарт объединения)
Перечень нормативно-правовых актов:

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Федеральный закон от 24.07.2008 №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • Федеральный закон от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • Закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Закон Российской Федерации от 22 июня 2008 г. № 148-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Закон Российской Федерации от 12 декабря 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»,
  • Постановление Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации Федерального Закона «О техническом регулировании»;
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию»;
  • Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1008 «Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении документации в РФ»;
  • Постановление Правительства РФ от 01 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в РФ»;
  • Постановление Правительства РФ от 21 июля 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».




Главный законодательный документ, упорядочивающий деятельность в отрасли градостроительства – Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Состоит из 10 глав!



Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
В главе 6, статья 48. Архитектурно-строительное проектирование


Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю... (п. 1. Статьи 48 ГрК).

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (п. 2. Статьи 48 ГрК).

Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно (п. 2.1. Статьи 48 ГрК).

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому (п. 3. Статьи 48 ГрК).

Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 4. Статьи 48 ГрК).

Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации (п. 5. Статьи 48 ГрК).

В случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу (п. 6. Статьи 48 ГрК):
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Подготовка проектной документации осуществляется на основании (п. 11. Статьи 48 ГрК):
- задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации);
- результатов инженерных изысканий;
- информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта. В этом случае обязательными приложениями к заданию застройщика или технического заказчика на проектирование являются (п.11.1 ГрК):
1) решение о подготовке такой документации по планировке территории;
2) чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.

Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов (ГрК п. 1.1. Статья 40.).



ЛЕСНОЙ КОДЕКС РФ — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере лесопользования в России.
Состоит из 18 глав!

Во 2 главе, статья 44 оговаривается использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.

  1. Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
  2. Лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов в соответствии с водным законодательством.
  3. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.



Закон РФ «О НЕДРАХ» содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Состоит из 7 разделов!

В разделе III, статья 25 оговариваются условия застройки площадей залегания полезных ископаемых (закон о недрах).

Строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, размещение подземных сооружений за границами населенных пунктов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
    Основные требования нормативно-правовых актов к проектированию объекта капитального строительства являются:

    Объект капитального строительства (ОКС) — это постройка, неразрывно связанная с землёй, на которой она возведена. У такого здания заглублённый фундамент и стены, которые невозможно перенести. Капитальную постройку можно только снести, отремонтировать или реконструировать (ГрК РФ №190-ФЗ). Даже если дом ещё не достроен, его фундамент уже является ОКС.



      Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"

      Состоит из 10 глав!

      Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ".
      Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой "правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия".

      К основным принципам технического регулирования относятся:

      • применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
      • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
      • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
      • единой системы и правил аккредитации;
      • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
      • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
      • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
      • недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
      • недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
      • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
      • недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
        Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

        Технические регламенты принимаются в целях:

        • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
        • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
        • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
        • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

        Какие бывают виды технических регламентов?

        содержащие конкретные требования безопасности
        содержащие существенные требования безопасности
        содержащие требования безопасности, изложенные в виде ссылок
            Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ" в первую очередь направлен на безопасность продукции и связанных с ней процессам производства.

            Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вредя жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений...

            ГЛАВА 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ
            Статья 6.

            Цели принятия технических регламентов
            Технические регламенты принимаются в целях:
            • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
            • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
            • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей (абзац дополнен с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
            • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (абзац дополнительно включен с 4 августа 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 189-ФЗ; дополнен с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ - см. предыдущую редакцию)


              Закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

              Состоит из 7 глав!

              Настоящий Федеральный закон принимается в целях:
              1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
              2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
              3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
              4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

              Сфера применения настоящего Федерального закона:
              1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса);
              2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения;
              3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей;
              4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами);
              5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона;
              6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
              1) механической безопасности;
              2) пожарной безопасности;
              3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
              4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
              5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
              6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
              7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
              8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

              Статья 4. Идентификация зданий и сооружений
              1. Идентификационные признаки, указываются:
              1) застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;
              2) лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.

              В глава 3. перечислены требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений:


              Статья 19. Требования к обеспечению выполнения санитарно-эпидемиологических требований
              Для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований в проектной документации зданий и сооружений с помещениями с постоянным пребыванием людей, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, должно быть предусмотрено устройство систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения.

              Статья 20. Требования к обеспечению качества воздуха и т.д.

              Статья 39. Посвящена правилам обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса).

              1. Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме:
              1) заявления о соответствии проектной документации требованиям настоящего Федерального закона;
              2) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
              3) строительного контроля;
              4) государственного строительного надзора;
              5) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;
              6) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона;
              7) ввода объекта в эксплуатацию;


                  Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

                  Состоит из 34 глав!

                  Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

                  Статья 27. Определение категории зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.

                  Статья 78. Требования к проектной документации на объекты строительства

                  1. Проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
                  2. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности и классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, отсутствующие в нормативных документах по пожарной безопасности).

                  Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам

                  Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
                  Состоит из 3 глав!

                  Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

                  Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»

                  Состоит из 6 глав!

                  Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

                  Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации»

                  В соответствии с пунктом 5.11 части 1 статьи 6 и частями 2 и 3 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

                  1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
                  2. Установить, что проектная документация повторного использования, а также проектная документация, подготовленная в соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются экономически эффективной проектной документацией при условии их соответствия следующим критериям:
                  а) предусмотренная получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документацией сметная стоимость строительства объекта капитального строительства, достоверность которой подтверждена в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не превышает предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сметных нормативов, определяющих потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции (далее - укрупненный норматив цены строительства), а в случае отсутствия утвержденных укрупненных нормативов цены строительства не превышает подтвержденную органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы, сметную стоимость объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;

                  б) объект капитального строительства, предусмотренный в проектной документации, имеет подтвержденный заключением государственной экспертизы класс энергетической эффективности не ниже класса "С", за исключением объектов, на которые не распространяются требования энергетической эффективности в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

                  ГОСТР 21.101 —2020 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».

                  Настоящий стандарт устанавливает основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения.
                  Термины, определения и сокращения.
                  3.1.10 Основной комплект рабочих чертежей: Графический документ, содержащий необходимую и достаточную информацию в виде чертежей и схем, предназначенный для производства строительных и монтажных работ определенного вида (марки).
                  Полный комплект рабочей документации: Совокупность основных комплектов рабочих чертежей, необходимых для строительства здания или сооружения, дополненных прилагаемыми и ссылочными документами.
                  Рабочая документация
                  4.2.1 В состав рабочей документации, передаваемой заказчику, включают:
                  -рабочие чертежи, предназначенные для производства строительных и монтажных работ, объединенные в основные комплекты рабочих чертежей по маркам. Марки основных комплектов рабочих чертежей приведены в таблице Г.1 (приложение Г);

                  "ВОДНЫЙ КОДЕКС Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
                  В статье 65 устанавливаются водоохраны зоны и прибрежные защитные полосы.
                  СП 118.13330.2012 Свод правил. «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009.

                  Оптимальные безопасные параметры основных помещений.

                  5.1 Состав помещений и их площади определяются в соответствии с технологией функциональных процессов соответствующих типов общественных зданий и в соответствии с расчетными нормами, приведенными в настоящем своде правил.
                  5.2* Снижение в проекте нормы площадей, установленной для отдельных помещений или групп помещений, принимается при реконструкции и приспособлении снижение до 10%; а для помещений, встроенных в жилые дома, - 15%. Указанное снижение норм не должно ухудшать процесс деятельности в данных помещениях.
                  СП 44.13330.2011 Свод правил «Административные и бытовые здания». Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87.

                  5 Бытовые здания и помещения
                  5.19 Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных,
                  курительных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств питьевого водоснабжения должно приниматься не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых - не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия - не более 150 м.
                  СП 56.13330.2011 Свод правил. «Производственные здания». Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001.

                  5 Объемно-планировочные и конструктивные решения
                  5.1 Объемно-планировочное и конструктивное решения здания должны способствовать исключению возможности получения травм при нахождении в нем людей в процессе передвижения, работы, пользования передвижными устройствами, технологическим и инженерным оборудованием.
                  5.7 В многоэтажных зданиях высотой более 15 м от планировочной отметки земли до отметки чистого пола верхнего этажа (не считая технического) и наличии на отметке более 15 м постоянных рабочих мест или оборудования, которое необходимо обслуживать более трех раз в смену, следует предусматривать пассажирские лифты по ГОСТ 5746. Грузовые лифты должны предусматриваться в соответствии с технологической частью проекта по ГОСТ 8823. Число и грузоподъемность лифтов следует принимать в зависимости от пассажиро- и грузопотоков. При численности работающих (в наиболее многочисленную смену) не более 30 на всех этажах, расположенных выше 15 м, в здании следует предусматривать один лифт. При наличии на втором этаже и выше помещений, предназначенных для труда инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в здании следует предусматривать пассажирский лифт, если невозможно организовать рабочие места инвалидов на первом этаже. Кабина лифта должна иметь размеры не менее: ширина - 1,1 м, глубина - 2,1 м, ширина дверного проема - 0,85 м
                  СП 54.13330.2022 Свод правил. «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003.

                  Область применения
                  Настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой* до 75 м (здесь и далее по тексту принятой в соответствии с СП 2.13130), в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.
                  4 Общие положения
                  4.1 Строительство жилых зданий должно осуществляться по рабочей документации в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, а также с требованиями настоящего свода правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство. Состав проектной документации должен соответствовать перечню (составу), указанному в п.12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
                  4.3 При проектировании и строительстве жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и квартир для инвалидов и пожилых людей, пользующихся креслами-колясками, если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование.
                  Специализированные квартирные дома для престарелых следует проектировать не выше девяти этажей, для семей с инвалидами - не выше пяти. В других типах жилых зданий квартиры для семей с инвалидами следует размещать, как правило, на первых этажах.
                  В жилых зданиях государственного и муниципального жилищных фондов доля квартир для проживания семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, устанавливается в задании на проектирование органами местного самоуправления. Конкретные требования по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения следует предусматривать с учетом местных условий и требований СП 59.13330. Двустороннее движение инвалидов на колясках следует предусматривать только в специализированных жилых зданиях для престарелых и для семей с инвалидами. При этом ширину коридоров необходимо принимать не менее 1,8 м.

                  4.9 Ширина площадок перед лифтами должна позволять использование лифта для транспортирования больного на носилках скорой помощи и быть не менее, м:
                  1,5 - перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при ширине кабины 2100 мм;
                  2,1 - перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при глубине кабины 2100 мм.
                  При двухрядном расположении лифтов ширина лифтового холла должна быть не менее, м:
                  1,8 - при установке лифтов с глубиной кабины менее 2100 мм;
                  2,5 - при установке лифтов с глубиной кабины 2100 мм и более.
                  СП 51.13330.2011 Свод правил. «Защита от шума». Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003.

                  Настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны выполняться при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий различного назначения, планировке и застройке городских и сельских поселений с целью защиты от шума и обеспечения нормативных параметров акустической среды в производственных, жилых, общественных зданиях, на прилегающих к ним территориях и в рекреационных зонах.
                  СП 50.13330.2012. Свод правил. «Тепловая защита зданий». Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003.

                  Настоящий свод правил разработан с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки.
                  СП 18.13330.2019 Свод правил. «Производственные объекты планировочная организация земельного участка (генеральные планы промышленных предприятий)» СНиП II-89-80*.

                  Область применения
                  Настоящий свод правил распространяется на разработку планировочной организации земельного участка новых, расширяемых и реконструируемых производственных объектов, в т.ч. промышленных предприятий различных отраслей, объектов инженерного обеспечения, транспорта и связи, складов, коммунальных объектов (далее - объекты), размещаемых на отдельных земельных участках, в производственных зонах, технопарках, индустриальных парках и промышленных кластерах.
                  Приказ Минстроя РФ от 10.07.2020 N 374/ПР «Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)».

                  В соответствии с данным документом указываются сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации.
                  Приказ Минстроя РФ от 01.03.2018 N 125/ПР «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке».

                  В данном приказе утверждена
                  а) типовая форма задания на проектирование объекта капитального строительства согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
                  б) требования к подготовке задания на проектирование объекта капитального строительства согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
                  Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87).

                  Настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и требования к содержанию разделов такой проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта различных видов объектов капитального строительства (включая линейные объекты), в том числе состав разделов проектной документации и требования к содержанию разделов такой проектной документации на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

                  В целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
                  а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
                  б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
                  в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
                  1. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей, содержащих материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели.
                  Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, в том числе значения параметров и другие проектные характеристики зданий, строений и сооружений, направленные на обеспечение выполнения установленных требований, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы и (или) исходные данные для проектирования (в том числе результаты инженерных изысканий), используемые при подготовке проектной документации, и результаты расчетов, обосновывающие принятые технические и иные решения.
                  Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
                  Подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
                  Принятые в проектной документации технические и иные решения должны быть совместимы друг с другом, то есть обеспечивать технологическую возможность их совместной реализации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, а также возможность эксплуатации объекта капитального строительства с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.
                  Принятые в проектной документации решения и мероприятия, обеспечивающие промышленную безопасность на опасных производственных объектах, должны соответствовать законодательству Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
                  В состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в обязательном порядке включаются следующие разделы:
                  а) раздел 1 "Пояснительная записка";
                  б) раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка";
                  в) раздел 3 "Объемно-планировочные и архитектурные решения";
                  г) раздел 4 "Конструктивные решения";
                  д) раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения";
                  е) раздел 6 "Технологические решения" (для объектов капитального строительства непроизводственного назначения разрабатывается в случае наличия требования о его разработке в задании на проектирование);
                  ж) раздел 7 "Проект организации строительства", содержащий в том числе проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
                  з) раздел 8 "Мероприятия по охране окружающей среды";
                  и) раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";
                  к) раздел 10 "Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства";
                  л) раздел 11 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства";
                  м) раздел 12 "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства";
                  н) раздел 13 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
                  ГОСТР 21.101 —2020 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».

                  Настоящий стандарт устанавливает основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения.
                  Термины, определения и сокращения.
                  3.1.10 Основной комплект рабочих чертежей: Графический документ, содержащий необходимую и достаточную информацию в виде чертежей и схем, предназначенный для производства строительных и монтажных работ определенного вида (марки).
                  Полный комплект рабочей документации: Совокупность основных комплектов рабочих чертежей, необходимых для строительства здания или сооружения, дополненных прилагаемыми и ссылочными документами.
                  Рабочая документация
                  4.2.1 В состав рабочей документации, передаваемой заказчику, включают:
                  -рабочие чертежи, предназначенные для производства строительных и монтажных работ, объединенные в основные комплекты рабочих чертежей по маркам. Марки основных комплектов рабочих чертежей приведены в таблице Г.1 (приложение Г);